Перед нами живописный портрет тридцатипятилетней Екатерины Сергеевны Авдулиной, жены генерала А. Н. Авдулина, богатого мецената, члена Общества поощрения художников. Она изображена на фоне окна с клубящимися облаками за ним и с веткой гиацинта в стакане. Обычно Кипренский прибегал к иносказаниям в портрете с помощью, например, растений.
А что хотел поведать художник зрителю в этом портрете? То ли, что жизнь, олицетворяемая облаками, проносится мимо, а женщине отныне суждено стареть в четырех стенах домашней обители, о чем, может быть, несколько прямолинейно говорят осыпающиеся и увядающие лепестки гиацинта? То ли здесь содержится намек на какие-то скрытые причины душевной неустроенности этой еще молодой женщины, сидящей в кресле в какой-то уныло-застылой позе и предающейся грусти?..
Мы не знаем, чем опечалена генеральша Авдулина, как не знали того и современники, отчего, однако, образ не обретает ореола таинственности, не вызывает ни сочувствия, ни жгучего желания проникнуть во внутренний мир этой женщины, ибо маленькая головка ее с невыразительными глазками и жеманно поджатыми губками, собственно, ни чем интересным и не обещает вознаградить любопытства к ее думам и заботам.
Взгляд невольно отвлекают в картине частности – великолепно переданная тонкая кожа лица, шеи и рук, узоры накинутой на плечи шали, ожерелье и браслеты на руках и, конечно, чрезвычайно выразительно написанные руки, на которых видна каждая прожилка. Словом, произошло то, что происходило всегда, когда Орест писал портрет заурядного, скучного, неинтересного человека, не способного вдохновить на создание действительно одухотворенного образа.