Основная часть работ Михаила Матюшина – отвлеченные беспредметные композиции, на первый взгляд абсолютно не связанные с жизнью. Но в его творческом наследии встречаются и иные, вполне реалистичные картины, “реализм” которых преподнесен зрителю в свойственной художнику особой живописной манере. Среди них – “Портрет Е. Г. Гуро”.
Е. Гуро – близкий друг, единомышленник и любимая супруга художника. Матюшин изобразил ее хрупкую фигуру в белых одеждах на фоне лесного пейзажа. Композиционное построение делит картину на две равнозначные половины.
Верхняя часть отведена природе, на нижней запечатлен образ Е. Гуро в ракурсе с верхней точки зрения.
Природа и женский образ выполнены в нежных пастельных тонах и в целом стиль картины напоминает творчество импрессионистов.
Матюшин написал портрет жены за три года до того, как измученная тяжелой болезнью, Елена покинула этот мир. Поэтому так бледно и серьезно ее лицо. Она предчувствует безысходность, и улыбка не трогает ее губ.
Художник старается скрыть тревожные переживания за радостными красками картины – голубым, охристым, белым и зеленым. Но грусть и тоска остаются определяющим настроением портрета.