“… В 1910 году Ренуар написал портрет Дюран-Рюэля. В это время Ренуару было шестьдесят девять лет, а Дюран-Рюэлю – семьдесят девять.
Они познакомились в период тягот и лишений, которые испытывали будущие импрессионисты.
Дюран-Рюэль проникся их искусством, поверил в них и вместе с ними стал бороться за утверждение в общественном мнении их творчества. Он покупал и старался продавать их картины. Он был на грани полного краха и разорения.
Но в конце концов и он и они победили. Он был свидетелем прижизненной славы Моне и Ренуара. Будучи старше Ренуара на десять лет, он пережил его на три года. На портрете Ренуара Дюран-Рюэль отдыхает. Жизнь прожита и прожита счастливо, если под счастьем понимать исполнение основных замыслов и желаний.
С нежнейшей проникновенностью Ренуар пишет его лицо: спокойное, красивое, с живыми, выразительными, темно-карими глазами.
В осанке Дюран-Рюэля, в его взгляде нет самовлюбленности, гордости или презрения. В нем – мудрость, знание жизни и людей, увлеченность и хладнокровие. Не все части этого портрета равноценно и тщательно проработаны.
Например, правая рука Дюран-Рюэля еле прорисована. Основные цветовые отношения: светло-коричневый фон, красная кушетка, темный сюртук – взяты случайно, как это и было в действительности, а не специально подобраны, как часто делают художники, работая над портретами.
Однако, самое впечатляющее в этом портрете – пропись лица Дюран-Рюэля. Перед нами живой человек, личность не одряхлевшая и безвольная, а деятельная и сильная. Именно такая натура могла интуитивно почувствовать силу и значение нового искусства и способствовать его утверждению…”