Портрет Ф. М. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Писал его художник с вдохновением, полностью посвящая себя поставленной задаче, ведь великий русский писатель был близок ему по духу, идейно и религиозно. Но, несмотря на творческий подъем, в работе над портретом Перов спотыкался о самокритичность к себе и грандиозность личности Достоевского.
Преодолев все трудности, Василий Перов создал поистине выдающийся портрет, основанный не только на максимальной внешней схожести, но и на правдивом отображении сущности человека, его характера.
На картине художник изобразил писателя на темном фоне, цветовой гаммы как таковой нет, все средства художник направил на то, чтобы показать внутренний мир Достоевского, не отвлекаясь на внешние мелочи. Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. Устремленный в одну точку внимательный взгляд, небольшой поворот головы, напряженная поза со сцепленными руками на колене – все говорит о том, что писатель крайне сосредоточен и внутренне напряжен.
Композиция работы очень замкнута и направлена только на то, чтобы отгородить писателя от всего внешнего, ненужного. Окружающая обстановка на картине просто отсутствует, художник даже практически скрыл кресло, в котором сидит Достоевский.