Суриков был выдающимся портретистом. Написал он портретов великое множество, если не забывать, что многие этюды к его знаменитым картинам представляют собой именно портреты. Впрочем, немало у него и самостоятельных произведений, исполненных в этом жанре.
В нем Суриков – за редкими исключениями – не работал на заказ; его главные герои – близкие, родные, знакомые и вовсе незнакомые люди, чем-либо поразившие художника. Знатоки суриковского творчества утверждают, что, в отличие от многих своих современников, живописец не увлекался безжалостным психологическим анализом своих моделей, выступая скорее комментатором “идеологических” сюжетов, – как это сделано в “Портрете доктора А. Е. Езерского”, 1910 , выражающем конфликт человека с наступающей старостью.
Выделяются на общем фоне портреты, созданные художником в 1900-е годы. В них он остается верен самому себе: внимание к колориту, пристрастие к ракурсам, “режиссерское” отношение к предмету изображения, выверенная композиция – вот их отличительные особенности. Примером тому может служить “Портрет хакаски”, 1909 .