“Портрет дамы с единорогом” числился в музейном каталоге XVIII века как “Святая Екатерина”; в самом деле: руки женщины были сложены иначе, плечи покрывал плащ, здесь же были разбитое колесо и пальмовая ветвь – эмблемы мученичества святой. Во время реставрации в 1935 году под рентгеновскими лучами выяснилось, что эти элементы были приписаны другой рукой, и когда верхний слой сняли, картина предстала в первозданном, мирском виде.
Единорог – мифическое животное, обычно символизирует целомудрие. Как правило его представляли в виде грациозной лошади с острым рогом на голове. На Рафаэлевской картине он похож на ягненка с витым тонким, очень острым на вид, рогом во лбу.
Фасон платья, его цветовое решение, украшения тщательно прорисованы, и напоминают “Портрет Маддалены Дони” , “Портрет беременной женщины” .
Художник придал лицу молодой женщины выражение невинности, кротости, серьезности – непропорционально маленький рот, плотно сжатые губы, большие глаза говорят о скрытом, неразговорчивом, созерцательном характере. Серьезное выражение лица контрастирует с ветреными завитками светлых волос, обрамляющими миловидное юное лицо девушки.
Ранее авторство приписывали Перуджино, Ридольфо Гирландайо, Граначчи, после тщательной очистки от верхних слоев в 1928 г., был обнаружен портрет неизвестной юной дамы, которую специалисты определили как работу Рафаэля первого флорентийского периода, когда он увлекался фоновыми пейзажами в стиле Леонардо, но не туманный, а ясный, что характерно для работ Рафаэля. Также прослеживается влияние на стиль письма Пьеро Делла Франческа и Перуджино.