Левицкий всегда ценил в парадном портрете возможность показать величие человека, превознести его общественные достоинства. Герой данного портрета – не просто известный человек, а государственный деятель, ректор Академии художеств.
Внимательный и спокойный взгляд устремлен на зрителя. Значимость этого человека, его подлинное внутреннее величие, тонко подмеченные художником, перевешивают условные приемы парадности. Высокая художественность прослеживается во всем в этом портрете, начиная от позы Кокоринова и его светлого лица, так и притягивающего внимание зрителя, и заканчивая изумительно выписанной одеждой.
В работе отчетливо видно, что Дмитрий Левицкий симпатизирует Кокоринову. Но на это есть свои причины, и главная из них совсем не та, что Левицкий создает картину на соискание звания академика. Кокоринов – талантливый архитектор, благородный и высокогуманный человек, обладающий широкими взглядами, и замечательный наставник талантливых учеников Академии.
Кокоринов стоит в непринужденной позе, сочетая в себе изящество и простоту. Как будто забывшись, он откидывает полу дорогого кафтана и удобно опирается рукой на спинку стула. Выражение лица – ласковое и несколько мечтательное.
Оно лишено оттенка какой-либо светскости, взгляд прям и простодушен. Но, несмотря на всю кажущуюся непринужденность, зритель ясно понимает, что перед ним незаурядная личность, а настоящий мастер своего дела и талантливый человек.