Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Портрет своего друга – знаменитого композитора и дирижера А. Г. Рубинштейна – автор писал после его смерти. Антон Григорьевич Рубенштейн – выдающийся музыкальный деятель, основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории в Петербурге, он был ее директором и профессором.
Рубенштейн обладал значительным композиторским дарованием, проявившимся в самых разнообразных жанрах.
Антон Григорьевич признан величайшим пианистом, положившим начало мировой славе русского пианистического искусства. В отличие от двух более ранних картин, где композитор изображен Репиным за дирижерским пультом на нейтральном фоне, по пояс, новая композиция отличалась парадностью, торжественностью, монументальностью.
Фигура дирижера показана в полный рост на фоне парадного Петербургского концертного зала с колоннами, заполненного зрителями. Картина представляет интерес как позднее произведения мастера, активно использующего в своем творчестве достижения современной живописи.
Репин по-импрессионистически высветляет краски, смягчает контуры, передает свечение толщи воздуха. Эффект парадности усилен за счет низкой точки зрения и подчеркнутой торжественности золотисто-красного колорита. 1914 год был юбилейным для Репина, художнику исполнилось 70 лет.
Именно в тот период купеческая семья Шихобаловых из Самары познакомились с ним и договорились о приобретении двух центральных картин года. Этими работами были “Бельгийский король Альберт” и “Портрет дирижера и композитора А. Г. Рубенштейна”.
Репин завершал их в 1915 году. Картины несколько лет украшали залы особняка Шихобаловых в Самаре. В апреле 1918-го вся коллекция вместе с картинами Репина была передана в Самарский городской музей.
Ныне они являются основой постоянной экспозиции Самарского художественного музея.