Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации.
Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света.
Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые – в бледно-золотые.
Световые переливы и цветовые градации не ощутимы и создают легкую дымку, быть может, какой-то загадки. Александра Петровна – вторая жена Н. Е. Струйского, парный портрет которого Ф. С. Рокотов писал в то же время. Ей 18 лет, она первый год замужем.
Ф. С. Рокотов, как друг семьи, очевидно, не относился к портретируемой только как к состоятельной заказчице. Сохранилась легенда о любви художника к своей модели. Легенда, конечно, навеяна особенно удачным исполнением портрета.
Вряд ли так было на самом деле. Но соединить эти два имени любовной связью весьма заманчиво: ведь нам неизвестно ни одной женщины – избранницы художника. Был ли он женат, определенно мы тоже сказать не можем. Хотя, конечно, Александра Петровна в юности не могла оставить равнодушным ничье мужское сердце… Александра Струйская была призвана стать вечной музой своего мужа-поэта.
Воодушевленный супруг посвятил ей огромное множество стихов.