“Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой, – и, может быть, только об ней” – отмечал Пушкин. Семенова – знаменитая актриса, дочь крепостной девушки помещика Путяты и учителя кадетского корпуса Жданова, поместившего ее в театральное училище. Она была необыкновенно красива; черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по словам современника, напоминал древние камеи.
Гибкий контральтовый голос ее поддавался самым разнообразным модуляциям. Еще больше способствовали ее успеху сила чувства и искреннее увлечение.
Семенова появилась на рубеже двух течений нашей драматической литературы, когда рабская подражательность французским трагедиям стала отживать, а романтическая драма только начинала нарождаться. Своим талантом, она привлекла внимание публики Санкт-Петербурга и вскоре стала лучшей актрисой Петербургского императорского театра. Ею восхищались, посвящали стихи Пушкин, Батюшков, Гнедич. А вот как описывал ее современник: “Самое пылкое воображение живописца не могло бы придумать прекраснейшего идеала женской красоты для трагических ролей.
И при этом голос чистый, звучный, приятный, при малейшем одушевлении страстей потрясающий все фибры человеческого сердца.” Она была создана для трагедии. “Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семенова никогда не имела подлинника…” – восторженно писал Пушкин.
Молодой Пушкин после окончания Лицея был частым гостем в доме А. Н. Оленина, президента Академии художеств, директора Петербургской публичной библиотеки. Там собирались выдающиеся русские ученые, писатели, художники. Ставили хозяева дома и гости спектакли, в одном из которых были заняты А. С. Пушкин и знаменитая Е. С. Семенова.
В Москве произошла интересная для Брюллова встреча со знаменитой актрисой С ее именем в памяти художника воскресала его юность, увлечение театром. Отшумела слава актрисы, с огромным успехом выступавшей в Петербургском императорском театре в роли Антигоны, Федры, Медеи, Поликсены, Корделии. В 1826г Екатерина Семенова переехала в Москву Покинув сцену и став княгиней Гагариной, она проводила свою жизнь в Москве на покое.
Здесь посещали ее дом Пушкин, Аксаков, Надеждин. Естественным было желание Брюллова написать портрет бывшей трагической актрисы, преисполненной воспоминаний о театре. “…Стоило только упомянуть о театре, – писал ее биограф, – как снова оживлялось… все еще прекрасное лицо Семеновой, разгорались ее большие, красивые глаза и без умолку готова была она беседовать об искусстве, о сцене, о прошлом”. В подчеркнуто помпезной и торжественной форме, так соответствующей представлению об амплуа трагической актрисы, воспроизводит Брюллов зрелую красоту Семеновой.
Пышный головной убор, отороченная горностаем мантилья, блеск шелкового платья, плотно облегающего полный стан, дополняют ее величественный облик.
Но сквозь кажущуюся застылость и статуарность образа, зримо проступает неугасающий в душе актрисы творческий огонь. 0 нем говорит пристальный в згляд ее глаз и легкое движение руки, поднятой в раздумье к лицу. Характеру образа Семеновой отвечают яркие, плотные тона колорита, подчеркивающие скульптурную лепку формы.
Полукружие, завершающее композицию, навеянное произведениями Ренессанса, гармонирует с внешним обликом актрисы, напоминавшей своим профилем, по свидетельству современников, античные камеи.