В портрете своей жены художник, следуя объективности в передаче физического облика, сумел в то же время выделить и присущие ей душевные качества: доброту и мудрость. Настасья Яковлевна Левицкая – жена художника. Сведений о ее жизни сохранилось чрезвычайно мало. Н. Я. Левицкая была на одиннадцать лет моложе мужа.
Согласно метрическим книгам, у нее было трое детей: сыновья Григорий и Алексей, умершие в младенчестве, и дочь Агафья. Долгое время портрет считался изображением Екатерины II, затем – портретом неизвестной.
Определить личность модели удалось благодаря исследованию миниатюрной варьированной копии, хранящейся в Челябинской картинной галерее, на обороте которой имелась надпись “Настасья Яковлевна Левицкая”.Однако написан он не самим художником, а кем-то другим, возможно, его учеником. Благодаря челябинской копии удалось правильно определить личность женщины, изображенной на другом портрете, хранящемся в Русском музее и написанном Левицким в 1780-х годах.
Портрет, атрибутированный подобным способом, более ста лет назад принадлежал некому отставному петербургскому чиновнику – титулярному советнику П. Ф. Темпинскому – и считался изображением Екатерины II. При покупке портрета для Эрмитажа эксперты, в числе которых были видные художники И. Н. Крамской и Л. П. Боголюбов, подтвердили, что изображена государыня императрица. Позднее, когда портрет был передан Русскому музею, от этого определения все-таки отказались, хотя в чертах лица действительно улавливается общее с обликом Екатерины II.
Наличие сходства позволяет предположить, что Настасья Яковлевна могла служить моделью для художника при исполнении им заказных портретов императрицы. Нельзя не отметить при этом и в самом портрете жены налет торжественной официальности, отделяющий его от портретов камерного жанра”