В середине 1890-х годов Врубелю поступил заказ на цикл работ для кабинета в готическом стиле. Заказчиком был один из представителей известной династии Морозовых. В цикл работ входит и панно “Полет Фауста и Мефистофеля”, в основе которого лежит средневековая легенда.
В полотне сочетаются готические заостренные шпили, барочные складки, модерн и врубелевское понимание пространства.
Модерн выражается в плоскостной стилизации и передаче пространства. Особенно точно передана сцена полета. Здесь и удивительная перспектива, и сложность ракурса. Ночь.
Над небольшим средневековым городом несется пара косматых коней. Гривы развеваются на ветру. Мефистофель сидит верхом на белогривой лошади. Он торжествующе развернулся лицом к Фаусту. Лицо Фауста полностью бесстрастно и непроницаемо.
Он сидит в профиль к зрителю, вцепившись в гриву лошади. Нельзя понять, о чем он в этот момент думает.
Вся картина поднимается импрессионистскими мазками из правого нижнего угла. Здесь чертополох, плащ Фауста, только что отцепившийся от репейника, сюда же опускается носок сапога и указывает спрятанный в складках одежды меч. Все эти соприкосновения выведены точно на горизонт, на линию глаз зрителя.
Мефистофель смотрит не только на Фауста, но и в этот угол, где может встретиться взглядом с реальным наблюдателем.
Врубелевская точность к деталям делает из фантастической картины реально засвидетельствованное событие. Многие линии, которые должны быть непрерывными, лишь обозначены пунктиром. На переднем плане полотна художник изобразил огромные кусты чертополоха.
От этого мистическая сцена из средневековой легенды приобретает некую зловещую реалистичность.