Святой Матфей в своем Евангелии рассказывает о мудрецах с Востока, которые во время Рождества Христова пришли в Иерусалим и спрашивали, где родившийся Царь Иудейский. Узнав это, царь Ирод встревожился и послал их искать Иисуса в Вифлеем. Указывая путь, перед ними взошла звезда.
Когда мудрецы разыскали в Вифлееме Марию и ее Сына, они преклонились перед божественным Младенцем и поднесли ему дары: золото, ладан и смирну. Сцена, в которой мудрецы поклоняются Младенцу Христу, называется “Поклонение волхвов”.
Существует традиция изображать волхвов, похожими на царей, ибо в Псалтыре написано: “Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань… и поклонятся ему все цари” . Волхвов, согласно христианской традиции, звали Каспар, Мельхиор и Вальтасар. Принесенные ими Христу дары имеют символический смысл: золото – царю, ладан – Сыну Божьему, а смирну, которая является символом смерти, – Страдальцу. Для христианина эти дары символизируют принесение Христу благоденствия, силы, а также выражают преклонение перед Ним и готовность служить Ему.
Гирландайо получил заказ на большое “Поклонение волхвов” для алтаря Оспедале дельи Инноченти в 1485 году. Заказчиком выступил настоятель Франческо ди Джованни Тезори, весьма заботившийся о художественных сокровищах Оспедале. Алтарь был завершен в 1488 году – дата написана вверху справа на древнем архитраве: “МСССCLXXXVIII”. Его атрибуция Гирландайо – разумеется, с участием мастерской – никогда не подвергалась сомнению. Об этом алтарном образе подробно пишет Вазари: “В церкви Инноченти он написал темперой на дереве волхвов, весьма одобренных.
Прекраснейшие головы как у молодых, так и у старых отличаются там разнообразием лиц и выражений, и в особенности в лице Богоматери проявляется та благородная красота и грация, какие только доступны искусству при изображении матери Сына Божьего”.
Работа датирована и она относится ко времени, когда Гирландайо с помощниками работал над фресками большой капеллы церкви Санта Мария Новелла. Так же необъятен залитый светом пейзаж; стена в глубине вовсе не замыкает перспективу и не сокращает пространство, но способствует его увеличению. По желанию настоятеля Тезори пределла алтаря иллюстрировала эпизоды жизни Марии.
Сцены написал один из учеников Гирландайо, Бартоломео ди Джованни, как то подтверждают документы и характерная удлиненность фигур. “Поклонение волхвов” оставалось в алтаре до 1786 года, когда интерьер церкви был переделан и образ поместили на стену за алтарем.