Анджело Бронзино “Поклонение кресту с бронзовой змеей”. Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, стена у входа, размер 320 x 385 см, деталь. После 1540 Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккио во Флоренции, одна из них “Поклонение кресту с бронзовой змеей”.
Если в своих портретах Бронзино выступает как значительный живописец, то многофигурные композиции художника особенно очевидно обнаруживают усиливающуюся деградацию маньеризма: нарочитая неестественность и манерность поз, слащавая красивость образов, отвлеченная орнаментальность композиции, налет рассудочности и холодной эротики.
Эстетический идеал зрелого маньеризма становится полностью оторван от действительности, отличаясь отвлеченностью и нежизненностью. Недаром теоретики маньеризма нередко подменяют понятие “идеи” понятием “прекрасной манеры”, то есть совокупности определенных формально-стилистических приемов. Сходным образом одним из главных достоинств произведения искусства считается теперь invenzione, то есть умение “сочинять” сложную и эффектную композицию.