Любимец богатых заказчиков, вынужденный подчиняться их вкусам, Фрагонар создавал “бездумные” и нарядные картины, но, оставаясь сыном своего времени, современником просветителей, он сознательно или интуитивно откликался на их требования демократизации искусства, на требование приблизить его к жизни. “Поцелуй украдкой”- одно из наиболее характерных произведений художника, демонстрирующих, как уживались в его творчестве эти противоречия.
Перед нами сцена, сюжет которой как будто продиктован аристократическим любителем живописи,- они блестящ, и весел. Но вместе с тем сцена удивительно правдива, будто неожиданно увидена художником. Девушка на минуту вышла из гостиной, где собрались “старшие”, чтобы взять забытый шарф, и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши. Все изображение полно движения и непосредственного чувства. Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов, их фактуры.
Чрезвычайно убедительно, по-голландски тщательно и материально пишет он ломающийся шелк платья, прозрачный шарф, полированную поверхность рабочего столика. Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке.
В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Это объясняется тем, что художник написал “Поцелуй украдкой” в сравнительно поздний творческий период, в 1780-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности. Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние.
Ощущая необходимость обновления своего творчества, художник обратился к еще ранее интересовавшим его голландским мастерам.
Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе “Поцелуй украдкой” и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, “Брачный контракт”. Картина “Поцелуй украдкой” поступила в Эрмитаж в 189S году из Лазенковского дворца в Варшаве, из собрания Станислава Августа Понятовского; в обмен на нее Польша получила картину А. Ватто “Полька”.