Картина Густава Климта “Поцелуй” принадлежит к “золотому” периоду творчества художника. Этот отрезок его деятельности назван “золотым” неспроста. Именно во второй половине своего творческого развития, Густав стал часто использовать золотую палитру для написания картин.
В качестве лучезарного блеска автор применял не только краску с золотыми частицами, но в том числе листы сусального золота. Представленная работа имеет ценность в буквальном смысле, который вкладывают в него те, кого интересует материальная составляющая искусства.
Значительная часть полотна заполнена сусальным золотом. Это радужный желтый кокон, в который помещены влюбленные, застывшие в долгом поцелуе. Нельзя сказать, что полотно соответствует всем правилам классической живописи, поскольку общепринятое письмо здесь существует наряду с металлом. Однако картина имеет яркий и узнаваемый климтовский колорит, перемежающийся со сложным переплетением масляного мазка и золота. Обилие желтого и охры “утеплили” полотно.
Сделали его солнечным и лучезарным желтком наперевес четким световым пятнам. Плоскость вымощена цветами и травой. Мелкая прорисовка ювелирно точна – надо отдать должное терпению Густава. Дальний план неба заполнен набрызгом золотых капель.
По сюжетной конструкции картина “Поцелуй” многослойна, но легко читаема, не смотря на замаскированные очертания мужского начала, что окружает целующихся. Частое использование фаллического символа в произведениях художника настораживает и заставляет думать о нездоровом интересе Климта к сексуальным нюансам. Однако, опуская этот момент, картину можно принять, как радужное открытие иного, нежели грубое влечение, чувства. В работе отражено то, о чем принято говорить с надрывом и учащенным пульсом – это любовь, глаза в глаза, одно дыхание на двоих и т. д. Экстаз, который испытывают двое, вероятно жил в помыслах самого автора, а теперь и наших.
Продолжительный поцелуй затянулся на десятилетия.
Застывшее действие не может прерваться, так как опасный край обрыва близок. Чтобы удержать возлюбленную мужчина обвил тело женщины, удерживая ладонями маленькое личико, словно насильно, доминируя над женской слабостью или инфантильностью. И в заключение, многие искусствоведы предполагают, что прообразом “Поцелуя” был собственный поцелуй автора с его возлюбленной Флеге Эмилией.
Если это – правда, то Климт предстает пред зрителем настойчивым и страстным любовником.