Ощущение покоя, очищения, защиты несет эта картина. Пожалуй, ее можно назвать “иконой нового времени”. Все говорит об этом: фронтальность, плоскостность, выбор больших главных элементов, бесспорный символизм цвета, обратная перспектива, присутствие креста, и, конечно же, прямая ассоциация с Христом, который был сыном плотника в земной жизни.
Сам вертикальный формат картины настраивает на возвышенный лад. Взгляд следует снизу вверх от ног персонажа, через его руки, голову, далее крест и стволы деревьев. Усиливается эффект благодаря трем звучным вертикальным пятнам желтого, скорее золотого, неземного цвета.
Самая главная вертикаль – фигура плотника, которую покрывают четыре цвета, черный, белый, красный и синий. Черный, цвет начала, пустоты и смерти полностью уравновешен белым, цветом развития, вечности, чистоты. Красный и синий здесь насыщенные, глубокие, скорее минорные. Такой синий спокоен, созерцателен, он разделяется на более светлый, пронзительный стремящийся к белому. Духовность и знание, ведущие в вечность?
Красный может олицетворять саму природу жизни, в ее неутомимой деятельности, скрытой мощи. Эта энергия жизни слово исходит от руки персонажа, распространяется за пределы картины.
Большое пространство отдано зеленому цвету, означающему обновление, способность к восстановлению жизни. Не случайно в картине передано весеннее состояние. Трава уже зеленая, но деревья еще не распустили почки.
Небо полно бездонной влажной сини и солнце покрывает золотом все вокруг…
Благородную статику оживляют несколько диагоналей, главная из которых – крест. Крест здесь – это и жизненный путь, и выбор человека, и место его в мире. Эта большая форма могла бы нарушить пространство картины, выйдя за ее пределы, и художник ограничивает ее вначале горизонталью забора, а, потом, противоположной диагональю доски и топора.
К. Малевич уже писал подобный образ в 1927 г. В той картине, конечно, тоже красивой и выразительной, содержится больше второстепенных, случайных деталей, что привязывает ее к ощущению времени. “Плотник” 1929 г. уже вне времени, вне реального пространства.
Написанная незадолго до смерти, эта картина несет оттенок подведения итогов земного пути. “Плотник”, скорее всего, не только религиозная картина, но и образ современного художнику человека. Того, кто сам творит свой жизненный путь и принимает за это ответственность.