Сюжет этой картины был навеян Лейтону отрывком из “Илиады”, в котором Гектор, один из героев-троянцев, пытается “спрогнозировать” участь своей жены, Андромахи, в том случае, если он падет на поле боя. “Я вижу тебя, – говорит Гектор, – поливающей чужие поля из чужого колодца, лишенной права разогнуть спину, лишенной собственной воли”. Композицию “Плененной Андромахи” Лейтон выстраивает как фриз, ритмично располагая фигуры по всей ширине картины.
В центре симметричной композиции художник помещает трагическую, одетую в черное Андромаху. Она выглядит одинокой, изолированной от окружающих. Ее скорбно склоненная голова выделяется на фоне дальнего пейзажа и облачного неба. Линейный ритм картины подчеркнут цветовыми переходами. Цвет меняется от холодного в левой части картины – к теплому в ее правой части.
Фигура Андромахи прерывает плавное течение цветовых волн, резко контрастируя со всем окружающим. На переднем плане “Плененной Андромахи” Лейтон поместил счастливое семейство – мать, отца и младенца. Эти трое, упоенные своим счастьем, должны подчеркнуть глубину горя Андромахи, потерявшей и мужа, и сына.
Мы не можем точно определить, куда устремлен взгляд Андромахи. Но вполне возможно, она смотрит именно на эту беззаботную семейную сценку, которая напоминает ей лучшие дни в ее жизни. Лейтон работал над своими картинами подолгу, делая множество рисунков, тщательно выстраивая композицию. К “Плененной Андромахе” мастер создал около шестидесяти набросков. Словно хореограф, он “ставил” свои многофигурные полотна, уточняя в рисунках позы персонажей будущей картины и протягивая между ними невидимые нити, которые должны были связать все композиционные детали воедино.
Человеческие фигуры Лейтон всегда писал только с натуры. При этом сначала он писал их обнаженными и лишь затем “одевал”, добиваясь анатомической точности.
Сделав предварительные композиционные рисунки и наброски фигур, мастер приступал к “окончательным” наброскам. Лейтон говорил, что они “должны быть абсолютно точными, поскольку впоследствии их предстоит перенести на холст по квадратам”. Один из таких разграфленных на квадраты этюдов к “Плененной Андромахе” датирован 1887 годом. Этот этюд свидетельствует о том, что автор уточнял композицию даже и на этой стадии работы. В частности, голова матери, держащей на коленях ребенка, сначала не была склонена к плечу.
Эту позу художник нашел, уже перенеся набросок на холст.