“Пиета” написана Святославом Рерихом в год смерти брата Юрия Николаевича. Библейская тема – оплакивание Христа – послужила средством для раскрытия глубоких душевных переживаний самого художника; картина адресована всем умеющим сострадать несущим горе потери. О всечеловеческой скорби повествует и картина “Пиета”.
Святослав Рерих вводит в картину вторую женскую фигуру, и дает своей трактовке такое объяснение: “Это – общечеловеческая тема. Герой, жертвующий своей жизнью ради других. Рядом его мать и любящая женщина, которые, так или иначе, принимали участие в подвиге, готовили к нему героя. И может быть, их горе сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить глубину горя матери или любящей женщины, теряющих самое для них дорогое?
И это повторяется в жизни всегда и всюду.
Героический подвиг – не удел одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И если этот поступок завершается чьей-то гибелью, то переживается она также многими.
Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, – это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идет на них”. Отец художника писал: “Война тяжела, но еще тяжелее послевоенное восстановление.
Когда основы культуры подвергаются опасности, когда тело и дух человека в тревоге и страдают от кровавых ран, тогда над всем снова поднимается некая мирная чудодейственная сила, цель которой – исцелить человека, утомленного диссонансами и безумиями‚ и вести его к разуму сердца нежными прикосновениями духовности. Эта сила есть Вечное Женское Начало. Когда в доме трудно, мы обращаемся к женщине, которая сама была крещена в огне страданий.
Когда миру тяжело, мы обращаемся к женщине, чье сердце болит от ран, наносимых культуре и духу”. Тагор сказал: “Буду молиться не о том, чтобы уберечься от опасностей, но о том, чтобы быть бесстрашным в столкновении с ними. Буду молить не об успокоении боли, но о том, чтобы сердце победило ее”.