В 1900 году Валентин Александрович Серов создает необычное по технике исполнения полотно “Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте”. Для создания картины художник использовал картон, темперные и гуашевые краски. Полотно вышло оригинальным, броским, отчасти агрессивным.
Картина имеет композиционную выстроенность, которая изображает стремительность и быстроту погони. На пестрой плоскости холста все точно перемешалось, переплелось. Линии, формы, пятна цвета словно попали в вихрь скорости и настойчивого стремительного преследования.
Отрывистые нервные штрихи краски неудержимым неостановимым потоком проносятся мимо невольных свидетелей подобного события.
На картине “Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте” представлен пасмурный осенний день. Темные серые краски в полной мере вырисовывают ненастную погоду с резкими порывами ветра, облаками, окутывающими все вокруг волокнами серого цвета, убавляя и до того тусклый свет.
Фигуры Петра II и цесаревны Елизаветы во всем требуемом по данному случаю убранстве врываются в наше сознание, разрывая привычную нам действительность, наполняя ее ощутимыми звуками и быстро меняющимся, беспрерывно мелькающими образами охоты.
Для данной живописной работы характерно предельное ощущение динамики и открытого движения. Восприятие действительности убыстряется, учащаются наши чувства, картинки окружающего так и мелькают, позволяя нам рассмотреть их более тщательно, ухватив все возможные нюансы и детали.
Картина заражает своей летящей скоростью, порывистой, “ударной” сюжетикой. Все это превращает работу в изображение, которое нельзя назвать тривиальным, “чахлым” и неинтересным. Отнюдь, работа получилась активной, неудержимо изменяющей свои очертания.
Картина выглядит набросочно, этюдно. Подобному ощущению способствует в первую очередь изобразительные приемы, которые применил автор полотна, используя технику темперы. Все это придает простоты и одновременно сложности картине.
Картинная плоскость ощущается легкой, одномоментной, мимолетной благодаря отсутствию многослойности и нагромождений красочных слоев, присущих масляной живописи.
Характер линий, самого композиционного рисунка придает картине подобие волнующейся неспокойной поверхности. Пространство полотна наполнено движением, эмоциями азарта и приятной взволнованности. Изображение, напоминая графичный, контрастный рисунок, настолько динамичный, что готов преодолеть нерушимые пространственно-временные границы стать частью нашей действительности.
Слишком много энергии содержит эта картина, чтобы ее можно было удержать в узких и тесных границах подобного холста. Образы картины рвутся за ее предел, не вмещая в картину все “излишки” чувств, силы и красоты погони.