Занявшись иллюстрациями к “Царской охоте”, Серов провел своеобразное расследование, позволившее ему узнать не особо афишируемые факты из жизни царского двора, а также написать правдивые портреты первых лиц государства.
Работа “Петр I на псовой охоте” продолжила серию произведений, связанных с темой охоты, и уже соответствует всем критериям полноценной картины.
Изображенная сцена охоты интересна не только продуманностью колорита, глубокой проработкой деталей, и остротой форм, но и вниманием Серова к общеполитическим процессам, происходившим в эпоху Петра I. Молодой царь-реформатор, как бы показывает “старой гвардии”, что она отстает от новой жизни, к тому же целиком зависит от простых холопов. Псарей, по обычаю управлявших собаками, царь к охоте не допустил, что и привело к потешной сцене, когда бояре оказались несостоятельны в управлении сворой.
Серов, со свойственной ему проницательностью и мастерством психолога, достоверно передал настроение, сложившееся в противоположных “лагерях”.
Вызывает восхищение поэтическая красота заснеженных полей, и прелесть русской зимы, изображенных с такой любовью к родной природе.