“Пьета”, или “Оплакивание Христа”, была создана молодым Доменико Теотокопули, известным нам под именем Эль Греко, во время его пребывания в Риме. Во многом эта картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют “Пьета с Никодимом”, или “Пьета Бандини” , ныне хранится в Флорентийском соборе.
Трое обнимают мертвого Иисуса Христа: Богоматерь, мать Христа, Мария Магдалина и Иосиф Аримафейский. В такой же компактной группе из четырех фигур трагическая выразительность и страстная одухотворенность достигает апогея. Если Микеланджело достигает драматического эффекта пластическими средствами, то Эль Греко использует в картине более резкие переходы красок.
Для того чтобы передать глубину чувств, художник сочетал более резкие цвета, характерные для римских художников, с более широкой палитрой венецианского стиля.
На заднем плане мастер изобразил пейзаж с горой Голгофой – местом распятия Мессии. На горе установлены три креста, для Христа и двух разбойников, которые были казнены вместе. Ненастные небеса также скорбят о смерти безвинного Агнца Божьего.
Полагают, что в своей картине “Оплакивании Христа” Эль Греко использовал как образец не только скульптурную группу “Пьета Бандини” работы Микеланджело. Положение ног и кистей рук мертвого Христа, безжизненно обвисших, напоминает Рисунок, выполненный Микеланджело по просьбе Виттории Колонны. Причем в рисунке Буонарроти, как и в картине Доменико, Богоматерь возвышается над поникшей фигурой Сына Божьего, поддерживаемой с двух сторон.