Есть искусство, отражающее чувственную действительность, и есть искусство, обращенное к высшим сверхчувственным сферам бытия. Наверно, эти направления дополняют друг друга, и было бы неправильно противопоставлять их. Такие художники, как Черноволенко, расширяют возможности искусства.
Оказывается, свой подрамник живописец может ставить не только перед привычным предметным миром, но и перед скрытой от непосредственного взгляда реальностью.
Эта реальность в культуре называется по-разному. Для Платона она – мир идей, для христианина – небесный свет, для Рерихов – огненный мир. Это дерзание для искусства: попытаться воплотить своими средствами таинственную реальность Инобытия.
Виктор Тихонович Черноволенко – среди таких дерзающих, на его полотнах зримо проступает гармония сфер, они насыщены излучениями запредельных миров.
Когда мы обращаемся к картинам художника последнего периода, мы попадаем в мир каких-то непривычных для глаза форм и сочетаний цвета, удивительных ритмов, колорита и цветовых гармоний. Картины небольшого размера, в основном это акварель, но они таят в себе как бы отражение огромного мира – мира реального, невыдуманного. Не каждому дано увидеть глубже и больше привычного, традиционного, основанного только на опыте в пределах материального мира. …Каждая из них – одна грань мгновения беспредельного Космоса, где в цвете, в формах, гармониях и ритмах предстает перед нами вечная Вселенная.
В картинах художника убедительно прослеживается сходство изображений по композиции или колориту, ритму или пропорциям с тем, что было запечатлено в одном случае на фотографии, полученной с помощью космического телескопа, в другом – на кинопленке. В акварели “Песнь звезд” изображено несколько “колонн”, с которыми явно что-то происходит. А на одной из фотографий, полученных с помощью космического телескопа им.
Хаббла, астрофизики, изучающие запредельные пространства Вселенной, увидели четкое изображение области звездообразования в созвездии Змеи. Там, в недрах темных облаков, состоящих из звездной пыли и газа, в основном водорода, имеющих форму гигантских вытянутых колонн, рождается звезда.
Пройдут миллионы лет, и появится новая звезда… Мир полон тайн, он всегда – тайна. Быть может, именно это ощущение таинственности бытия, его бездонности и есть то главное, что дает нам творчество Виктора Тихоновича Черноволенко.
Тема предстояния перед тайной доминирует в его удивительной живописи.