Картина “Первое причастие” была создана 15-летним Пикассо по совету отца для Выставки изящных искусств в Барселоне в 1896 году. В это время Пабло учился в Школе изящных искусств Ла-Лонха. Один из его преподавателей Гарнело Альда, весьма успешный испанский художник, специализировался на живописи “высокого” академического исторического жанра, что предполагало в том числе создание картин и на религиозно-мифологические сюжеты.
В его мастерской было собрано множество необходимых для подобной работы предметов: церковные одеяния, потиры, подсвечники, своеобразные “декорации”, имитирующие алтарь, церковную паперть. Так как Гарнело Альда являлся коллегой дона Хосе Руиса, юному художнику было позволено воспользоваться этой студией.
Картина не была отмечена премией на выставке, ее никто не купил, но тем не менее Пабло получил заказ от женского монастыря в Барселоне на несколько картин религиозного содержания. К сожалению, эти работы погибли во время антимилитаристского и антиклерикального восстания в Каталонии в июле 1909 года.
В этот период было сожжено около 50 церквей и монастырей, в том числе и обитель, где хранились картины Пикассо. Пикассо никогда не был набожным, религиозным человеком. Тем не менее, в его ученических рисунках 1895-1896 годов довольно много сюжетов из жизни Иисуса, Благовещение, немало изображений святых – св. Себастьяна, св.
Петра, св. Антония Падуанского.
Столь активного и амбициозного молодого художника не могли не интересовать средства выразительности и иконографические схемы, которыми пользовались великие мастера прошлого: эта своеобразная “пища” для его личного творческого роста, перевариваясь практически до неузнаваемости, постепенно формировала художническую индивидуальность Пикассо. Много лет спустя автор многих статей и книг о мастере Пьер Дэкс, знавший Пикассо более четверти века, спросил его, не сожалеет ли он о том, что писал картины, подобные “Первому причастию”. И Пикассо ответил ему: “Не заблуждайся, для меня тогда это было очень важно”.