Самым ортодоксальным проповедником идей руссоизма, вдохновлявшим направление сентиментализма в искусстве и литературе конца столетия, был Жан-Батист Грез. Морализирующая живопись Греза в преддверии французской революции вызывала восторженное отношение критиков и просвещенных любителей искусства не только во Франции, но и в России.
Большая композиция Греза “Первая борозда” патетически-восторженно и сентиментально прославляет крестьян, чья жизнь облагорожена трудом на лоне природы. Возможно, ее сюжет был подсказан художнику его заказчиком – поклонником философии Руссо, просвещенным русским меценатом графом Петром Андреевичем Шуваловым.
Народный обычай, предоставляющий право провести первую борозду юноше, достигшему совершеннолетия, превращается в торжественное шествие в духе фризообразной композиции античного рельефа. Однако сентиментальная чувствительность участников сцены скорее иллюстрирует, чем претворяет в полноценные художественные образы прогрессивные идеи эпохи.
Кудрявые младенцы подобны рокайльным амурам, слезы умиления на глазах сельских красавиц и добродетельная старость, ложный пафос жеста отца, словно напутствующего сына на ратные подвиги, чрезмерно эмоциональны и назойливы.