Антон Рафаэль Менгс является крупнейшим немецким представителем Неоклассицизма – направления, возникшего в Европе во второй половине XVIII века и основанного на безусловном преклонении перед античным искусством. Вдохновителем и теоретиком этого направления был историк Иоганн Винкельман, а его книга “История искусства древности” была известна в то время каждому образованному европейцу. Мысли Винкельмана о совершенстве и непревзойденной красоте античных образцов повлияли на многих известных художников, включая великого итальянского скульптора Антонио Канову.
В Германии наиболее преданным и последовательным единомышленником Винкельмана был Антон Рафаэль Менгс, живопись которого является практическим воплощением идей Винкельмана, близкого друга Менгса. Монументальное полотно “Персей и Андромеда” можно считать программным произведением неоклассицизма. Художник избирает в качестве сюжета античный миф, известный по шедевру Рубенса, причем у Менгса изображен тот же кульминационный момент легенды.
Сравнивая оба произведения, трудно найти более разных художников и более разную трактовку темы.
Атлетичный и красивый Персей похож на статую Аполлона Бельведерского. Поза и движение, в котором замерла Андромеда отсылают нас к рельефу античных времен. Герои Менгса совершенны, но холодны; картина Рубенса насыщена тончайшими оттенками цвета, а герои естественны и прекрасны в проявлении своих чувств.
Эта картина была создана Менгсом в Риме. В дальнейшем, после ее отправки заказчику начался ее трудный путь. Судно, на котором транспортировалась картина было перехвачено разбойниками, которые продали ее в порту Испании морскому министру.
Затем, в 1780 году, она была приобретена для собрания императрицы Екатерины II.