Человеческие фигуры – редкие гости в работах Шишкина. Он предпочитал писать природу, живущую по своим естественным законам, не искаженным деятельностью человека.
В крайнем случае, он дает лишь приметы близкого или не очень близкого человеческого присутствия – в виде натоптанной дороги, покосившейся изгороди и т. д. Но иногда все-таки люди появляются в его пейзажах – как правило, “окультуренных”. Тогда картина перестает быть чистым пейзажем и, дополненная элементами живой жанровой сцены, оказывается в жанровом пограничье.
Таковы, например, полотна “Пейзаж с охотником”, 1867 и “Прогулка в лесу”, 1869 . В первом случае человек практически теряется в северном пейзаже; во втором – напротив, люди становятся смысловым центром, превращающим работу в типичный жанр.