Картина Питера Брейгеля “Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц”. Утонувшая в сугробах фламандская деревушка. Зимняя графика деревьев – ярких и ажурных на фоне неба.
На льду замерзшей реки беззаботные человечки катаются на коньках, прогуливаются, играют во что-то, оживленно беседуют.
За домами открываются заснеженные просторы, то тут, то там торчат из снега невысокие деревца, и далеко-далеко на горизонте едва видны высокие крыши города. Умиротворением и беззаботностью веет от всей картины – словно это какое-нибудь фламандское “воскресенье”, долгожданный отдых от недельных трудов. Питер Брейгель Старший, как никто другой из фламандских художников, сочетал в себе талант пейзажиста и талант миниатюриста. Страсть к пейзажу пробудила в нем Италия, путешествуя по которой и постигая идеи и эстетику Высокого Возрождения, Питер Брейгель был очарован ее пронизанной светом природой; страсть к детали воспитала родная Фландрия, и каждый квадратный сантиметр каждой его работы живет как самостоятельная, выписанная с невероятной тщательностью миниатюра.
Ландшафтное величие мироздания – и пестрая мозаика человеческих фигур.
“Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц” – так называется эта маленькая, выдержанная в изысканной жемчужной гамме картина, написанная Питером Брейгелем незадолго до смерти, в 1565 году. Она пользовалась особенной популярностью, и сегодня известно 127 ее копий, 45 из которых принадлежат кисти Брейгеля Младшего, сына художника. Пейзаж с ловушкой для птиц. Где же ловушка? Признаться, не сразу узнаешь ее в этой тяжелой двери, чуть поднятой над землей, – под ней щедро рассыпано зерно, а вокруг суетятся такие же, как люди, беззаботные птицы.
А где же птицелов? Вряд ли среди этих человечков в ярких одеждах: почти все они отвернулись от нас, каждый увлечен чем-то своим, погружен в свое занятие.
В безмятежную музыку зимнего дня вливается нотка тревоги. А может быть, он ждет своего момента за этими деревьями на переднем плане? Там, где находимся мы, зрители, наблюдатели? А если теперь перевести взгляд с птиц вновь на реку?
Не за этими ли человечками мы на самом деле наблюдаем? Ведь Питер Шутник запечатлел пейзаж с высокой точки зрения, зачем-то поднял нас над происходящим, и мы не можем “войти” в картину, шагнуть на лед, словно знаем, заметили что-то такое, чего не хотят видеть конькобежцы.
Брейгель не раз писал реку, по которой люди – кто скользит, кто идет, кто падает и встает, а кто и остановился. Не раз писал реку человеческой жизни. Однако в каждой картине этот символ обретает новый смысл. Здесь река – западня, ловушка: в любой миг лед может треснуть, и легкомысленные фигурки не успеют спастись.
Жизнь человека хрупка и эфемерна. Как и жизнь птиц, не подозревающих о ловушке. Еще одно подтверждение этой мысли находят в изображении птиц и людей на первом плане: они почти не отличаются своими размерами.