Художница изображала одного и того же павлина в 10 стилях. Была создана целая серия под названием “Художественные возможности по поводу павлина”. Он был ее символом, символом ее искусства.
Павлин был близок Гончаровой, поскольку это глубокий целостный символ. К примеру, в римском искусстве он мог обозначать триумф дочерей императора. На Востоке павлин являлся выражением души, которая из принципов единства черпала свою силу. В христианстве павлин считался образом веры в бессмертие и воскресение, а его оперение из “тысячи глаз” указывало на всеведение.
Многоцветие оперения намекало на красоту мира и сам акт творения в исламе – символ Вселенной).
Павлин может восприниматься как знак единства Бытия. Символизм его ассоциируется с теми древними синкретическими культурами, которые так полюбила художница. В египетском варианте головка и шея павлина изображены в профиль, а хвост, согласно канонам египетского искусства, развернут фронтально. При этом он как будто распластан по плоскости темного фона, выделяясь своим неповторимым оперением.
Он как будто покрыт не перьями, а яркими красками, действуя на зрителя больше физиологически.
В ярких красках воплощена поистине первозданная энергия, напоминающая об аналогичных воплощениях человеческих эмоций в русском народном творчестве. Предположительно в этой картине отразилось увлечение молодой художницы картинами Гогена с их красочной экзотикой и свободой природной жизни.