Живописцам до Брейгеля природа представлялась вечно длящимся летом. Брейгель первым научился передавать смену времен года и связанные с ней перемены в жизни человека.
Перед нами сумрачный пейзаж ранней весной. На первом плане – поросший деревьями холм. Очевидно, здесь прошла буря – это она повалила дерево справа, и теперь оно словно охватило ветвями вершину холма.
Крестьяне срезают обнаженные ветки деревьев и собирают их в вязанки. Здесь же двое взрослых и мальчик в бумажной карнавальной шапке, с фонарем в руке. К его поясу подвешен колокольчик.
Само присутствие крестьян, их деловитые, уверенные движения оживляют эту мрачноватую местность, снимают ощущение суровой бесприютности, наполняют пространство человеческим теплом.
Под холмом – деревня с постоялым двором и церковью. Домики, крытые соломой или черепицей, скучились, стоят близко друг к другу, словно охраняя тепло и уют каждого из них. Между домами стоят голые невысокие деревца. Деревенская дорога покрыта непросохшей грязью.
За деревней на равнине раскинулся сад.
На вершинах и в расселинах далеких гор лежит снег. Сквозь темные рваные ночные облака проступает холодный утренний свет. Он создает тревожные, резкие контрасты освещенных и затененных частей.
Если на первом месте затишье после бури, то вдали все наполнено волнением. Резко изгибаясь, течет бурная полноводная река. Кажется, что вот-вот она выйдет из берегов.
Река впадает в холодное, неприветливое море. Волны бьются о дамбу, и вдоль берега образуется белая пена.
С берега люди со страхом смотрят в море, но тут же, в море, выступает плотина – это след успешной борьбы человека со стихией. Равнина здесь покрыта широкими дорогами, узкими тропинками. Вдоль берега стоят добротные жилые дома.