Движение и жизнь света – тема полотна “Париж. Бульвар Капуцинок”. Колористическая доминанта композиции – витрина, пылающая как огненная печь.
Она зажигает желтым пламенем мокрую мостовую, выхватывает из мрака угол дома и край стены соседнего.
Лиловатые рефлексы бегут по зеленому фасаду дома, трепещут в темных стеклах окон и постепенно угасают, обретают зеленоватый тон в глубине улицы, обозначенной цепочкой редких огней, на заднем плане сгущающихся в манящее марево. В эту игру света свой вклад вносят и праздничный блеск окон соседнего дома, и ночная синева неба, отраженная в лужах. Импрессионистом Коровин был, но его импрессионизм не укладывался в рациональный образец поисков в области спектрального анализа.
Известно, что к повторению одного и того же вида прибегали импрессионисты, создавая серии картин с целью изучения меняющегося освещения. К повторению прибегает и Коровин, но рационалистическая задача исследования чужда его импульсивной натуре. Его картины сохраняют свежесть и экспрессию стремительно выполненного этюда. По сравнению с коровинскими, парижские пейзажи К. Писсарро, созданные в тех же местах города, кажутся академически продуманными и завершенными.
Во всяком случае, серия, получившая условное название “Парижские огни”, поистине романтична.
Глядя на ночные парижские пейзажи Коровина, зритель погружается в таинственную сферу жизни города с его ярко освещенными витринами, разноцветными огнями фонарей, создающими пестрый калейдоскоп света и теней. Искусственное освещение городских улиц уже само по себе усиливает момент зрелищности, придавая вполне реальному мотиву некоторую фантастичность. Удивительно смело Коровин решает свои ночные парижские пейзажи в цвете.
Он не боится обилия черного, например, В “Париже ночью. Итальянский бульвар” при изображении крон деревьев; смело вводит черную краску в другие работы той же серии.
Именно рядом с нею ярче вспыхивают красные, зеленые, оранжевые и зеленые огни витрин и фонарей. А в целом создается удивительно подвижный калейдоскоп цвета, нанесенного мазками различными по ширине, форме, густоте и плотности красочного слоя.