Полотно с иррациональным изображением действительности “Параноидально – критическое одиночество” принадлежит сюрреалисту Дали. Дата появления картины связана с устоявшимся стилем письма художника и совершенной убежденностью последнего в собственной гениальности.
Название работы полностью отражает всем уже известный метод исследования и написания собственных полотен Сальвадором. Свое “изобретение” автор именовал, как параноидально – критический метод, основанный на отображении тех предметов и образов, которые, по его мнению, имели место быть исключительно во снах или наркотическом дурмане человека. Это те самые сцены издевательств и кусков тел, которые рациональное мышление попросту не способно ни придумать, ни воспринять, ни отобразить. Следовательно, свой метод иррационального мышления Дали назвал авторским и имеющим право на существование в мировой живописи. И так, представленная работа – олицетворение неких одиноко-грустных мыслей Дали.
Не исключено, что и машина, и остатки спиленного дерева, и цветы, застилающие куски металла, неким образом связаны с моментами жизни художника. Насколько эти моменты добры и теплы Дали, не известно.
Однако момент, связанный с автомобилем, застыл в сознании молодого Сальвадора из Фигераса. Мы может лишь предположить, что транспорт связан с неким путешествием, быть может, мечтой побега. Это событие было настолько давним, что поросло, как мы говорим “мхом” времени. В данном случае пресловутый “мох” – это заурядные мелкие соцветия и трава.
Путь, куда держал направление путник, был долгим, усеянным скалистыми хребтами и песками. Та дорога впечаталась настолько интенсивно в память, что оставила глубокий след в камне сознания и времени – вот он, тот силуэт машины слева, в скале.
Одиночество, с которым связал автор свою работу, выразилось в простой передаче через ржавеющий металл машины, разрушенную стену, умершее дерево, представшее жалким пнем. Некому было вымыть машину, выбелить стену и полить то самое дерево. Вот он – результат холодного одиночества.
Сальвадор Дали писал картину в свойственной ему манере. Это обилие воздуха, пространства, пустот и бесконечного горизонта. Это теплые краски с примесью желтизны неба, белил кучевых облаков. Это резкие тени и отсутствие бликов из-за наличия пыли на предметах.
Письмо автора прекрасное, четкое, гладкое. Его нерациональное поведение и замысел компенсирует скрупулезность подхода к мелким прорисовкам.
Наравне с хаосом мыслей в работе Дали уживается точность перспективы, закономерности светотени, подлинное отображение предметов. Словно два разных человека существуют в единой оболочке, как первый признак шизофрении.