Представленная на Четвертом Салоне Независимых картина “Парад” была с недоумением принята даже верными поклонниками Сера. Друзья художника осторожничали, однако не могли скрыть своего разочарования. “В этом новом для него поиске эффектов, обусловленных газовым освещением, – писал Гюстав Кан, – Сера не достигает того гармоничного и пленительного впечатления, какое производили его “Натурщицы”.
Критики же и вовсе не пощадили “Парад”, утверждая, что картина “имеет жалкий вид, грешит скудостью силуэтов и неумело нюансирована”. Они дезориентированы, потому что Сера пошел неизведанной им до сих пор дорогой. И хоть ему уже случалось делать несколько рисунков с изображением спектаклей, но никогда он не работал с этой темой маслом. После этой первой пробы появятся новые работы с этой тематикой – “Канкан” и “Цирк”.
Таким образом, Сера продолжает одну из традиций живописи XIX века, посвященную изображению сцен из театральных и цирковых постановок того времени. Эти мотивы были отражены в творчестве таких художников как Домье, Дега, Тулуз-Лотрек, Ренуар и многих других.
Глубина и перспектива полностью отсутствуют в “Параде”. Окаймленная сверху желтыми огнями газовой лампы, а снизу – рядом зрителей, сцена развертывается наподобие ленточного риза, разделенная на две половины фигурой тромбониста в заостренной шапочке на голове. Справа в профиль стот режиссер и клоун, слева в анфас и на некотором удалении – три музыканта, располагающиеся на равном расстоянии друг от друга.
Расположение персонажей и предметов продиктовано строгой образной геометрией произведения. Существуют лишь гармонии тона, оттенка и линии, которые, в основном, и создают впечатление от картины. Сера вторгается в область чистой живописи.
Он мог бы обойтись без сюжета вовсе, поскольку сюжет становится лишь предлогом для подчиняющегося особым законам феномена – абстракции. Основной смысл этой загадочной картины, как выразился один из критиков, в желании “понять явление полумрака”, а также игру теней, света и цвета, которые в сумерках приобретают “специфическую тональность”.
“Парадом” Сера еще раз доказывает универсальность своей техники, которая может не только передавать эффекты дневного света, но открывает большие возможности для работы над ночными сценами.