В ранний период творчества, Исаак Ильич Левитан находился под влиянием своих учителей Алексея Саврасова и Василия Поленова. Со временем художник пришел к выводу, что натурный этюд, представлявший как бы основу картины, – это лишь начальный этап на пути выявления образного содержания задуманного произведения.
Левитан чрезвычайно развил эмоциональную выразительность пейзажа, показал тончайшие нюансы жизни природы. Передаваемые художником чувства свойственны всем людям, а потому и понятны каждому. Художник объективен, он не подчиняет природу своим переживаниям, и тем более не искажает ее в угоду им.
Природа “человечна”, эмоциональна и в поздних и в ранних работах художника. Менялось лишь содержание эмоций, и то, как они выражались. Настроения, лежащие в основе левитановских пейзажей, не только объективны, но и глубоко содержательны.
Раскрытие “сокровенной тайны” в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни. Постижение это давалось художнику нелегко.
Достаточно вспомнить одно из писем Левитана, отправленное с Волги А. П. Чехову в 1887 году: “Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения”. В кругу близких людей Исаак Левитан нередко любил повторять строки из стихотворения Евгения Боратынского “На смерть Гете”. В них мыслился ему истинный “идеал пейзажиста”: