Картина “Падение мятежных ангелов”. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители – фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус.
Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей, получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна “Триумф Смерти”, “Безумная Грета” и “Падение мятежных ангелов”.
Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий “панегирик” Смерти. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов. Картина “Падение мятежных ангелов” создана на основе известного библейского сюжета, и также изобилует зловещими босховскими персонажами.
Брейгелю представляется, что человечество погрязло в царстве бессмыслицы и жестокости, ведущим к всеобщей гибели.
Постепенно трагическое и экспрессивное мироощущение художника сменяется горьким философским размышлением, настроением печали и разочарования. Но спустя время Брейгель вновь обращается к реальным формам, снова создает картины с далекими, бескрайними пейзажами, снова уводит зрителя в бесконечную, необъятную панораму.