В 1957 году Пабло Пикассо наряду с еще 11 знаменитыми художниками, среди которых Жоан Миро, Джакометти и другие, получает приглашение расписать огромную стену в штаб-квартире в Юнеско в Париже.
Художник с вдохновением взялся за дело, и уже к январю 1958 года в присутствии высочайшей администрации представил 40 огромных панелей, общей площадью около 100 кв. м, расписанных в своем неповторимом стиле.
Панели окрашены акриловыми красками. На росписи можно рассмотреть водную гладь, воплощенную в ярко-синем цвете. Человеческие фигуры, как водится у Пикассо, изображены в эксцентричных деформированных позах – кто-то вытянувшись лежит, кто-то раскинул ноги и руки, кто-то сжался в комок.
Самое любопытное, что сам Пикассо не давал программное название своей росписи, отсылающее зрителя к знаменитому мифологическому сюжету про Икара. В своем первоначальном варианте роспись носила название “Силы Жизни и Духа, торжествующих над Злом”. Однако, размещенная в штаб-квартире, роспись стала жить своей жизнью, и была переименована.
Новое название – “Падение Икара” оказалось долговечнее первоначального варианта, наверное, в силу того, что за творчество Пикассо давно приучило зрителя искать в его полотнах зашифрованный смысл.
Сам же великий мастер, когда его спрашивали о смысловой нагрузке написанного, отшучивался – мол, просто написал он людей отдыхающих на пляже, где кто-то загорает, а кто-то купается. Его творчество предполагало сотворение смыслов самой публикой, а почву для подобных поисков он давал богатую.
Глядя на роспись можно смело сказать, что за какой бы вид работы Пикассо не принимался, он всегда оставался верен своей манере. Вот и в “Падении Икара” читается излюбленная спонтанность, импровизоционность, пластичность и творческий экспромт.