Шагал писал эту картину на протяжении 3 десятилетий. В ней история в еще большей степени претворена в метаисторию. Его персонажи:
– исполненный вещей тревоги старик, указывающий на пророческий текст Торы,
– путник, как будто сорванный с места ветром истории,
– жертвенное животное со скрипкой.
Позже – в годы 2 Мировой войны – в общий сюжет картины влились образы зимнего Витебска, Мадонна с младенцем и Распятие. Но главное действующее лицо картины – низвергающийся с небес огненный ангел.
Происходящие на земле катастрофические события имеют, как в “Фаусте” Гете, свой “пролог на небе”. Они словно предопределены вселенской катастрофой. Ее суть – отпадение от Бога Люцифера и его падение в мир, несущее гибель.
Образы в полной мере апокалиптичны, но и в них звучат ноты надежды, воплощенной в матери с младенцем, звере, играющем на скрипке, зажженной свече.