Аполлинарий Михайлович Васнецов, младший брат знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова, был известен и пользовался неизменным успехом у коллекционеров, зрителей и театральных деятелей.
Его творческое кредо выработалось в процессе трудного художнического становления. Начинал Аполлинарий Михайлович свою творческую жизнь, как пейзажист. Уже первые работы были замечены критикой и коллекционерами.
Третьяков сразу же купил его пейзаж “Серенькое утро”.
Увлекшись затем историческими картинами, археологическими изысканиями, а в последствие на базе этих знаний и написанием картин, созданием оформления к операм современных композиторов: “Хованщина” 1897 и “Сказание о неведомом граде Китеже”1907, а также иллюстрированием книг ” Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси” и “Картины русской истории” давало повод думать, что пейзаж, как жанр, отошел для него на второй план. Но во время подготовки спектакля ” Сказ о неведомом граде Китеже” Аполлинарий Михайлович вдруг пишет один из вдохновенных своих пейзажей “Озеро” в 1902 году.
Обращаясь к пейзажам, написанным в предыдущие годы, хочется отметить, что художнику всегда были свойственны эпичность и монументальность в композиции мотива. Он даже, по свидетельству современников, иногда преувеличивал, для достижения контраста, некоторые детали.
В картине “Озеро” мы видим все ту, же любимую уральскую природу русского Севера. Седые гигантские ели, мрачная щетка леса по склонам гор, плоское зеркало озера, как бы скрывшего в своих глубинах “неведомый град Китеж”. Фигура женщины собирающей цветы в простом крестьянском одеянии, написанная без деталей, без подробностей – здесь только масштаб всего вокруг происходящего.
Мера этого гигантского божьего творения, где на многие версты кругом нету души человеческой, тянется и тянется мрачный угрюмый пейзаж, как бы замкнувший в себе все свои тайны.
Современные критики писали, что Васнецов в своих уральских мотивах подражает скандинавским художникам. Но думается, что сюжет “Озера” скорее мог быть навеян самой суровой красотой горных лесов и ущелий. Хотя в то время все скандинавское было в большой моде и влияло, конечно, же, неосознанно.
Колорит работы, тяжелый сочный зеленый в разных вариациях – от серебристого до почти черного. Работая в то же время над оформлением спектакля о “Китеже”, быть может художник в реалистичный северный ландшафт вложил чуть-чуть от фантазии заложенной в опере.
Вглядываясь в магическую глубину пейзажа на зеленоватые тени, падающие на уснувшее озеро, на погруженный в тишину лес, на пастозно написанные торчащие неподвижные лапы елей, погружаешься в сказочную красоту исконно русского пейзажа. Все это делает Аполлинария Михайловича Васнецова мастером самобытной ландшафтной живописи.