Швейцарский художник-постимрессионист Фердинанд Ходлер работал в русле символистского “стиля модерн”. Он являлся одним из основоположников национальной романтики и оказал большое влияние на формирование экспрессионизма.
Путь Ходлера к искусству был непрост. Тяжелое детство, постоянная нужда, упорный труд и неприятие его творчества публикой не сломили художника, поэтому все его зрелые работы наполнены несгибаемой волей и мужеством.
Встреча со швейцарским живописцем Бартелеми МенноМ предопределила путь Ходлера в искусстве. Взяв талантливого мальчика к себе в мастерскую, Менн привил ему не только навык рисунка, но и общую художественную культуру, не ограничивая при этом самобытности и новаторства раскрывающегося таланта. Расцвет же мастерства молодого живописца пришелся на средний период жизни Ходлера – годы перехода эпох.
Манера работы Ходлера в первые годы сознательного творчества являла собой точное и образное отображение реалий, острота видения художника часто переходила за рамки настоящего, становясь своего рода предвестником событий грядущего. Тягостное впечатление от его картин не случайно, поскольку основные темы его творчества – поиск себя, отрешенность, непонимание, усталость; все это отражалось на его подчеркнуто стилизованных полотнах. Постепенно Ходлер становился известным и востребованным живописцем и даже получал премии, однако только следующий этап его творчества по-настоящему реализовал его человеческий и живописный потенциал.
Взрослеющий Ходлер несколько поменял стилистику живописи – у него появился собственный пластический стиль с элементами символизма. Стилизованный монументализм его новых работ выражает общечеловеческие темы, поэтому сразу вызывает отклик у зрителя. Несколько упрощенные и лаконичные образы, наполненные в то же время внутренней напряженностью, выстраиваются на картинах швейцарского живописца в композиционное единство при помощи применяемого Ходлером принципа “параллелизма” форм и чистых цветов.
Суть этого принципа заключается в том, что во фронтальной плоскости живописного полотна компонуются с тщательно продуманной ритмикой крупные, четко очерченные образы, заполняющие практически все пространство картины. Достигаемое при этом “зримое воплощение идеи” и являлось задачей живописца. Его большие символические полотна – “Истина”, “Любовь”, “Взгляд в бесконечность” – выполнены в манере, которую сам художник назвал “параллелизмом”.
Она предполагает фронтальную, уравновешенную компоновку крупных фигур; тщательно разработанная ритмика поз и движений одухотворяет эти фигуры, приобщая их к возвышенности замысла. Монументализм Ходлера обретает опору не в сфере чистых идей, а в образах национальной истории. В батальных композициях художник находит свою меру соотношения ожесточенной реальности битв и благозвучно-величавого движения истории.
Работы зрелого Ходлера еще более выразительны, в них исчезает символическая мягкость. Так, “Отступление при Мариньяно” характеризуют ритм, неуемная энергетика людей, объединенных общей целью. Каждый образ выписан в четком объеме, строгие контурные линии, выделяют “кричащее” движение людей.
Общая мажорная композиция у Ходлера теперь очень далека от глубокого пессимизма ранних работ.
Полотно передает реальное историческое событие – победу артиллерии Франциска I над швейцарскими пехотинцами, несломленность и безотчетное мужество которых выражены очень отчетливо. Вся композиция разделена художником на верхний и нижний ярусы, в первом изображены шеренги марширующих по занесенной снегом насыпи и унифицированных по полной форме солдат, на втором же – студенты, в спешке снаряжающиеся и вскакивающие на коней. Картина решена языком современных жестов, динамика отображена силуэтами, противопоставляемыми друг другу.
Именно эта работа сделала Ходлера знаменитым на весь мир.
Последние годы жизни художника были омрачены тяжелой болезнью его жены, поэтому боль и жизненная драма наполняют полотна этого периода. Однако, несмотря на удары судьбы, основным значимым началом его жизни и творчества была несломленная человеческая воля. Не случайно им был выбран девиз: “То, что объединяет людей, сильнее того, что их разъединяет”.
Модернизировав все швейцарское искусство, предопределив дальнейшие пути его развития, Ходлер получил больше признания на чужбине, чем на родине. Так, в 1900 г. ему была вручена золотая медаль в Париже. Ходлер развивает национальные идеи своего творчества главным образом в пейзажах, мажорно-романтический тон которых обуславливается выразительностью природных форм, величественностью пространства, ярких красок, движения жизни.
Творчество Ходлера было необходимым этапом в восстановлении ускользающих взаимоотношений зрителей и художников. В его картинах необходимость в получении универсальных мировоззренческих толчков, даваемых искусством, достигала наивысшей степени. Именно в это время Ходлер был наконец воспринят и понят.
Жизнь и творчество Ходлера привнесли в швейцарскую живопись грандиозный по своим масштабам размах воплощения национальных и демократических идей, не достигаемых более никогда.
Наиболее известные работы Ходлера: “Студент”, “Ученик”, “Ночь”, “Эвритмия”, “Выступлениейенскихстудентов 1811 года”, “Реформация в Ганновере”, “Косец”, “Дровосек”.