Среди блестящих живописцев XVII века Франсиско де Сурбарану принадлежит одно из первых мест. Это художник своеобразный, глубоко самобытный, творчество которого всеми корнями связано с Испанией.
Сурбаран никогда не учился в Италии, подобно Рибере; ему не посчастливилось, как Веласкесу, иметь ученого наставника, жить в столице, путешествовать и общаться с выдающимися людьми современности. Уроженец Фуэнте де Кантоса, маленького городка в Эстремадуре, Сурбаран почти всю жизнь работал в Севилье, крупном центре испанской культуры. Заказчиками мастера были в основном монастыри и религиозные братства.
Его художественные вкусы формировались под влиянием испанского средневекового искусства, картин и гравюр иноземных мастеров, которые он мог видеть у местных коллекционеров. Непосредственным учителем Сурбарана был ремесленник, занимавшийся росписью скульптур,- не случайно в творчестве живописца чувствуются отголоски деревянной пластики. В целом картины Сурбарана отличаются монументальностью, размеренным композиционным ритмом, красотой и звучностью цвета.
Рассказывая о Библейских событиях, Сурбаран стремится быть достоверно-убедительным и черпает вдохновенье в окружающей жизни. Образы его нередко портретны, вещественность письма, пластическая сила живописи подчеркивают жизненную конкретность сцены.
Тема юности Богоматери, широко обсуждавшаяся теологами XVII века, появилась у художника в конце 1620-х годов. В разные периоды решение ее Сурбараном приобретало различные оттенки. Так, трактовка картины конца 20-х годов из собора в Хересе, наиболее жанровая.
Она напоминает этюд, написанный с натуры. Более торжественным выглядит произведение начала 30-х годов из Метрополитен-музея в Нью-Йорке: Богоматерь изображена молящейся, в экстатическом состоянии, рядом с ней – цветы; вся сцена обрамлена пышными драпировками.
Эрмитажное “Отрочество Богоматери” датируют концом 1650-х-1660-ми годами. Это поздний период творчества художника. На склоне лет Сурбаран вновь стремится к камерному решению, но избегает бытового снижения темы. Девочка показана во время молитвы. Ее детское лицо, простонародное, круглое, с широко расставленными глазами, очаровывает своей ребячливой серьезностью и необыкновенной одухотворенностью.
Фигурка девочки, сидящей на маленьком деревянном стуле, отличается характерной для произведений Сурбарана статуарностью; ее силуэт компактен, детали одежды даны крупными нерасчлененными массами, аксессуары сведены до минимума.
Подобно тому, как это имело место в средневековой живописи или в раскрашенной деревянной скульптуре, художник заполняет плоскости ярким локальным цветом, подобранным с большим вкусом и изысканностью. Обращает на себя внимание оторочка платья с мелким изящным узором. Мастер монументальных форм, Сурбаран блестяще справлялся с деталями, требовавшими ювелирной тонкости отделки.
Проникнутое созерцательным настроением лиричное “Отрочество Богоматери” раскрывает еще одну сторону дарования художника, известного, главным образом, как создателя грандиозных, величественных полотен.
Картина поступила в Эрмитаж в 1814 году из собрания Кузвельта в Амстердаме.