В историю искусства Жан-Батист Грез вошел как глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII в. Произведения художника всегда нравоучительны. Они заслужили похвалу Дидро и пользовались грандиозной популярностью.
Русские путешествующие меценаты заказывали художнику свои портреты, охотно покупали его произведения. Жан-Батист Грез родился в Турню, учился живописи у Гран-дона, а затем в Парижской Академии у Натуара. Лучшие произведения были созданы художником в 1760-1780-х.
При всей их порой излишне прямолинейной нравоучительности и сентиментальности они отличаются виртуозным мастерством. Грез блестяще строил свои композиции, колорит его произведений всегда изыскан, а внимание к обыденным и бытовым деталям поражало зрителя.
Талант художника в передаче освещения, изображении свето-воздушной среды иногда сравнивали даже с непревзойденным искусством Рембрандта. Однако при этом всегда, как и в картине “Отцовское проклятие”, Жан-Батист Грез трактовал сюжет в духе театральной мелодрамы, сентиментальной поучительности. Он оставался верен этому принципу даже тогда, когда дух времени и вкусы общества требовали уже иного. Другие известные произведения: “Девушка, оплакивающая мертвую птичку”.
1765. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; “Девушка с письмом”. 1764.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.