Логика пути Борисова-Мусатова диктовала его неизбежное обращение к монументальному искусству. Его все более усиливающийся “декоративизм”, его музыкальность, его приверженность к плоскости – все это должно было рано или поздно реализоваться в настенных росписях.
Это понимали наиболее прозорливые современники. “Этому чуткому декоративисту, – писал А. Бену а, – следовало бы предоставить стены для росписи; лишь тогда мог бы он развернуть все свое понимание красок”. Но проявить себя в этой области Борисов-Мусатов не у спел, хотя в последний год жизни ему была предоставлена возможность поработать и в этой области. В 1904 году он получил заказ на четыре росписи для частного московского особняка.
Тема росписей была обозначена как “Времена года”. Художник создал акварельные эскизы фресок – эти эскизы относятся к числу лучших его работ. Их основной принцип соотносится со словами, сказанными самим художником: “Бесконечная мелодия, которую нашел Вагнер в музыке, есть и в живописи.
Во фресках этот лейтмотив – бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов линия”. Работе предшествовали краткие описания замысла, напоминающие стихотворения в прозе. Мы представляем вниманию читателя два из четырех эскизов Борисова-Мусатова -“Осенний вечер” и “Сон божества”, 1905 .