Поллок “отменил” мольбертную живопись. Это была попытка кардинальным образом переосмыслить традиционный труд живописца. Мастеру теперь не требовалось стоять перед холстом, заботясь о “выражении” действительности.
Поллок сказал “нет” сюжетности, фигуративное™ и вообще изобразительности. Он расстилал на полу огромные куски холста и, “отключив” сознание, “входил в картину” – становился с ней одним целым, почти в буквальном смысле. “Осенний ритм” – с его завораживающим переплетением цветных линий, с его мерцающей прозрачностью и глубиной – ярчайший пример новой эстетики, провозглашенной американским художником.
Такие картины трактовали по-разному. Одни называли их “бредом”, другие видели в них развитие традиций, заложенных Пикассо и Кандинским, третьи обнаружили в них рождение “большого стиля большой страны”, воплощение ее силы, свободолюбия, размаха. Но остается проблема “понимания”.
Искусство не живет в безвоздушном пространстве, оно требует сочувствия, ответа. Вопрос: как “понимать” подобное творчество? “Осенний ритм”, несомненно, завораживает, как бы втягивает в себя зрителя, влечет своей странной музыкой. И это уже есть ответ на поставленный вопрос.
Картины Поллока помогают человеку обнаружить внутри себя тайное, закрытое дневным сознанием, и поэтому не требуют традиционного “понимания” – они и открываются лишь на уровне этого душевного “подполья”, живущего своей жизнью в каждом из нас.