Левитан был очарован природой в любое время года; времена года являлись для него как бы сменой ее, одежд, не меняющей, по существу, ее лица, но при этом в новом освещении, в новых декорациях подчеркивающих те или иные ее особенности.
Впрочем, и в этом случае левитановские предпочтения определить несложно – у него очень немного зимних пейзажей, чуть больше – летних, гораздо больше – весенних – один из них). Но очевидное первенство в этом списке держит осень, предстающая у Левитана в самых различных образах. По разным оценкам художник написал около ста осенних картин – таких, как “Осень.
Мельница. Плес” .
Осень близка ему своей переменчивостью, “сломленностъю”, печалью, но одновременно – своей бравурностью, яркостью красок, отчетливостью форм. Это самая “настроенческая” пора в году. Отметим, что своей влюбленностью в осень Левитан вполне отвечал сложившейся традиции, к которой принадлежали и Пушкин, и Тютчев, и многие другие русские гении.