Большинство рисунков Левитана являются эскизными по отношению к будущим его полотнам – к таким рисункам относится, например, “Тихая обитель”, 1890-е. Впрочем, немало у него и самостоятельных рисунков – многие из них выдают в авторе прирожденного живописца; на это указывает даже то, что Левитан любил их заключать в рамку.
Рисунки художника – это его творческая лаборатория; они отражают композиционные искания Левитана, изменения ракурса и освещения, эволюцию системы образов. Их отличает потрясающая точность линии – это не фотографическая точность того же Шишкина, но точность взгляда, сердечного ответа, ощущения, настроения.
Очень интересно: графическая линия у Левитана часто необыкновенно похожа на мазок кисти – как, например, в работе “Опушка леса”, 1891 . Как и в живописных работах, в рисунках художник не гонится за необычным, а скорее поэтизирует обыденное – в соответствии с собственной формулой: “Видишь телегу – рисуй телегу, но старайся передать то, что чувствуешь, настроение…”