На картине изображена сцена из одноименной, очень популярной тогда комедии Джона Гея, известного поэта и драматурга, сюжет которой был подсказан Свифтом. Скандальная слава оперы была связана с очевидным соотнесением воровской банды из пьесы с английским правительством. Изображенные персонажи имеют черты внешности актеров, сыгравших в спектакле, декорации также соответствуют сценической реальности.
Постановка была направлена против доминирования итальянской оперы в театрах Лондона. Эта идея тоже оказалась близка Хогарту, известному своей англоманией. Большой страстью Хогарта был театр. Он первым из британских художников запечатлел на холсте сцены из шекспировских драм, начав с картины “Фальстаф, осматривающий рекрутов”, ок.
1728. Художник был дружен с выдающимся актером своей эпохи Дэвидом Гарриком, которого запечатлел на полотне в роли Ричарда III ), а позднее – вместе с женой.
Огромное впечатление произвела на Хогарта пьеса Джона Гея “Опера нищего”, ставшая сенсацией театрального сезона 1728 года. Во время спектакля Хогарт сделал беглые наброски, а потом написал прекрасную картину “Опера нищего”. Вместо привычных гравюр художник приготовил несколько ее версий для заказчиков.