Основатель одной из ведущих школ в итальянской живописи XIV в. – Сиенской, Дуччо ди Буонинсенья работал во Флоренции и в Сиене. В своих произведениях художник следовал византийским прототипам, но его искусство было уже проникнуто новой духовной атмосферой, складывавшейся в Италии XIII – начала XIV в. Образы Дуччо получили более мягкую трактовку, тонкую эмоциональность, в них очевидно отступление мастера от строгих византийских канонов.
Художник наделял своих персонажей одухотворенной красотой, в которой заметно проявление чувственности. Его работы отличают подчеркнутая изысканность цветовой гаммы, мягкость тонов, плавность линий и спокойная ритмика композиции. Сказанное справедливо и по отношению к произведению “Омовение ног”, которое является частью знаменитого двухстороннего алтаря, созданного Дуччо в 1308-1311, – “Маэста” . Это один из самых грандиозных памятников итальянского искусства XIV в.
Кроме центральной части, собственно “Маэста”, он включал 53 композиции, посвященные жизни Марии и Иисуса Христа, 16 изображений пророков и апостолов. В XVIII в. алтарь был разделен на составные части. Другие известные произведения: витраж алтарной части Сиенского собора. Ок.
1288. Собор, Сиена; “Мадонна Ручеллаи”. 1285. Галерея Уффици, Флоренция; “Мадонна с Младенцем и двое святых”. Ок.
1300-1305. Национальная галерея, Лондон.