Пейзаж представляет собой законченное живописное произведение, хотя именно этот мотив Иванов использовал как этюд для центральной части картины Явление Христа народу, изображая ветви дерева над головой Иоанна Крестителя.
Внимание художника привлекли несколько молодых олив, вырисовывающихся на фоне далекой равнины. Тонкоствольные, причудливо изогнутые деревья четко выступают среди кустарников и рыжеватой земли. Вдали, на горизонте еле виднеется бледно-сиреневая полоска моря.
Рисунок и колорит пейзажа точно передают впечатление переходного момента в жизни природы, когда на светлом, прозрачном небе едва вырисовывается серп молодого месяца, когда уже купающийся в дневном сиянии мир еще пребывает в ночном оцепенении.
Иванов, как пейзажист, не любил фрагментарных образов, случайных впечатлений от натуры. Его привлекала природа, как особый цельный мир, полный спокойствия и величавой красоты.
В понимании пейзажа художник расходился с Н. В. Гоголем. Гоголь был недоволен, когда в пейзаже “все ясно разобрано, прочтено мастером, и зритель по складам за ним идет”. Ему был ближе романтический беспорядок. “Я бы сцепил дерево с деревом, перепутал ветви, выбросил свет, где никто не ожидает его”, – говорил писатель.