Данная работа – простой, но очаровательный представитель голландского стиля барокко. Сюжет произведения основан на отношениях девушки и ее ухажера. Они сидят за столом, рядом с открытым окном.
На переднем плане, слева, спиной к зрителю сидит офицер, а девушка, расположенная правее, улыбается ему. Позади нее весит большая карта Голландии, декоративный элемент, который наряду с креслами, часто появляется в последующих работах художника. Сама композиция является относительно обычной для голландской жанровой живописи, но Вермеер использует это, чтобы продемонстрировать свое мастерство работы со светом и пространством. Расположение персонажей усиливает эффект глубины и придает интимного настроения картине.
Именно близость и отношение героев отличает тематические произведения Вермеера от других Художников-реалистов.
Одна из самых больших картин юности художника подтверждает его репутацию в качестве одного из лучших мастеров 17-го века.
Картина иллюстрирует мастерство Вермеера в работе с освещением. Главная героиня, например, купается в теплом свете, который льется через открытое окно. Лицо и головной убор девушки контрастируют с темными рукавами ее платья, испещренные солнечными бликами.
“Офицер и смеющаяся девушка” содержит ряд элементов, являвшихся совершенно новыми для репертуара Вермеера, что наводит исследователей на мысли о том, что на данную работу молодого художника повлияли другие живописцы. Считается, что знакомство Вермеера с жанровым художником и портретистом Герардом Терборхом в значительной мере повлияло на становление стиля мастера. Несмотря на стилистических различия с другими работами мастера, “Офицер и смеющаяся девушка” свидетельствует о постоянном интересе художника к Караваджизму.
Обращая внимание на очевидные сходства с произведениями Терборха, эта композиция Вермеера выделяется на фоне работ современников, в первую очередь невероятной работой с пространством. Вполне возможно, что объем картины достигается благодаря использованию камеры обскура. Подтверждением тому служит легкое искажение фигуры солдата, смешивание контуров и цветов некоторых объектов и ряд других признаков. Данное оптическое устройство использовалось как вспомогательный инструмент при построении перспективы активно использовалось еще до Вермеера, а первые упоминания о нем встречаются еще в 5 веке до н. э.
Эта работа Вермеера содержит гораздо меньше символизма чем последующие произведения, хотя карта и открытое окно создают некоторые аллюзии с внешним миром, возможно, намекая на влияние алкоголя и важную роль целомудрия.