Казалось бы, в конце XIX века в женский портрет сложно было привнести что-то новое. Женщин писали все – начиная с самых “махровых” академиков и заканчивая рьяными модернистами. Но женские портреты Кассат все же несколько отличаются от портретов других художников – в том числе, и импрессионистов.
В искусствоведческой литературе можно найти по этому поводу примерно такие слова: “Художница видела в своих героинях душу”. Но ведь нельзя же утверждать, что другие живописцы не видели в своих моделях ни души, ни характера, ни индивидуальности. Мы называем великих портретистов “великими” именно потому, что они раскрывали внутренний мир своих героев. И таких портретистов было в истории живописи вполне достаточно.
В таком случае – чем нов взгляд Кассат на женщину? Прежде всего, тем, что она сама была женщиной.
Именно поэтому она смогла привнести в женский портрет совершенно незнакомую до нее интонацию. Представленные здесь работы – “Леди за чайным столом”, 1883-85 , “Объяснение” и “Портрет Селесты в соломенной шляпке”, 1891 – интересны как раз этой особенной интонацией, призвуком, которых не было ни у кого другого.